Нормативные документы (подробнее..). СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТА ПО ИНФОРМАТИКЕ Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации Структурные особенности. Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается деление на два предмета. Вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика и ИКТ" предмета "Технология" должен знать/понимать • основные источники информации; • назначение основных устройств компьютера; • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером; • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • решения учебных я практических задач с применением возможностей компьютера; • поиска информации с использованием простейших запросов; • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере. Далее в основной школе полученные знания и практические умения работы с компьютером могут использоваться в различных предметах, в предмете "Технология" это выполнение графических работ с использованием компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5-7 классах, т.е. реализовать непрерывный курс информатики, поскольку предмет имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов. Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования "Информатика и ИКТ" представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, а также за счет часов "Технологии", отведенных на организацию предпрофильного обучения в 9 классе. В старшей школе, реализовано профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует сбой профиль или несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет "Информатика и ИКТ" может быть представлен на двух уровнях базовом или профильном. Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Например (рассматриваются возможные профили): Для физико-математического профиля и информационно-технологического профилей "Информатика и ИКТ" представлена как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно. А также возможно расширение изучения предмета за счет элективных курсов (обязательных по выбору обучаемого) от 1 до 5 часов ежегодно. В социально-экономический, индустриально-технологический и универсальный профили, а также для учреждений, выбравших универсальное обучение, "Информатика к ИКТ" входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов ежегодно. Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического профилей "Информатика и ИКТ" может изучаться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до б часов ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно. Аналогично для социально-гуманитарного профиля: "Информатика и ИКТ" может изучаться за счет элективных курсов на базовом уровне от J до 3 часов ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно; для филологического и психолого-педагогического профилей - за счет элективных курсов от 1 до 4 часов; для аграрно-технологического и художественно- эстетического профилей за счет элективных курсов от 1 до 5 часов. При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется, деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Содержательные особенности "Информатика и ИКТ" в основной школе - это новый учебный предмет, и содержательно, по сравнению с обязательным минимумом содержания и БУПом 1998 года для основной школы, изменился минимально. Поскольку специфика предмета состояла в наличии большой практической компоненты, содержание условно делили 50X50 теоретической и практической части. Сегодня условно предмет состоит из двух разделов, названия которых отражают суть теоретической и практической компонент: "Информационные процессы" и "Информационные технологии". В таблице указано деление двух разделов на содержательно-методические линии и соотношение учебного времени между ними из примерного планирования. Следует обратить внимание на линию "Формализация и моделирование", которой нет в явном виде в стандарте, но содержащейся в примерной программе. Это объясняется тем, что деятельность, связанная с моделированием и формализацией проходит через все линии, и необходимо учебное время для введения ключевых понятий и систематизации полученных знаний. Соотношение удельных весов различных разделов (тем) содержания по информатике и ИКТ Общее число часов: 70 Резерв времени: 7 часов (10%). Фактическое число часов: 63 Информация и информационные процессы Информационные модели и системы Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Средство и технологии создания и преобразования информационных объектов Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей(сетевые технологии) Основы социальной информатики Учебные часы из примерной программы 13 19 5 12 13 2 Проценты 20,5% 30% 8% 19% 20,5% 3% Среднее (полное) общее образование. Профильный уровень Теоретическая информатика Информационные технологии Общее число часов: 280 Резерв времени: 30 часов (10%). Фактическое число часов: 250 Информация и информационные процессы Информационная деятельность человека Средства ИКТ Технологии создания и обработки текстовой информации Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации Обработка числовой информации Технология поиска и хранения информации Телекоммуникационные технологии Технологии управления планирования и организации деятельности Учебные часы из примерной программы 64 13 48 125 Проценты 26% 5% 19% 50% В старшей школе, предполагается изучение информатики на двух уровнях в зависимости от выбранного профиля, количество часов и содержание предмета существенно различаются, При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами: стандарт общего образования по «Информатики и ИКТ»; стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на базовом уровне; стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на профильном уровне; примерные программы по «Информатике и ИКТ»; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ». Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111. |
Copyright © 2006-2007 Олег Таранов.