Официальный сайт Сф МГПУ На домашнюю страницу


УМК

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Базовый уровень

Статус и структура документа.

Примерная программа по информатике и информационным технологиям создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ и учебников.

Настоящая программа состоит из «Пояснительной записки», «Основного содержания» и «Требований к уровню подготовки выпускников».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль

информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета Базовый уровень старшей школы призван более полно, чем в основной школе раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины и области человеческой деятельности.

В дальнейшем будем исходить из следующей, методически ориентированной, конкретизации традиционного (по И.А. Мизину) определения информатики: Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационных технологий основной школы являются информационные процессы и информационные технологии.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность изучить основные автоматизированные информационные системы, связанные с основными информационными процессами:

? Автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

? АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

? АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

? АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Основные содержательные линии базового уровня старшей школы расширяют и углубляют содержательные линии основной школы.

1. Линия информационных процессов и систем Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

В соответствии с традиционной классификацией наиболее общими видами изучаемых наукой систем являются:

? системы неживой природы;

? системы живой природы;

? технические системы;

? социотехнические системы;

? общественные системы;

? идеальные, абстрактные системы;

? человек как система духовных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств.

В каждой науке преобладающим объектом изучения является тот или иной вид систем, что находит отражение в соответствующих учебных курсах (в психологии - человек; в физике - системы неживой природы; в социологии - общественные системы, в математике - абстрактные системы и т.д.).

Поскольку в курсе информатики и информационных технологий старшей школы велика роль мировоззренческого аспекта и межпредметных связей, целесообразно сбалансированно представить в содержании обучения все перечисленные виды систем.

2. Линия моделирования и формализации.

Понятие "информационной модели" является одним из основных понятий в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

3. Линия управления и информационных технологий

Изучение информационных основ управления является неотъемлемым компонентом курса информатики. Объектом изучения информатики является, прежде всего, управление в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности для повышения эффективности труда работников информационной сферы, в частности, для поддержки принятия решения.

Очень важно является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Copyright © 2006-2007 Олег Таранов.


Hosted by uCoz